Алтайская популяция темной лесной расы медоносных пчел Apis mellifera mellifera L.: возникновение и современное состояние
«Русские боровки составляют ныне одну из самых лучших пород пчел может быть, в целой Европе. Мы должны дорожить этого рода добром и сберегать его от истребления как для собственной нашей пользы, так и для пользы нашего потомства»
Н.М. Витвицкий
Память о прошлом и взгляд в будущее неразрывно взаимосвязаны. Без истории, без корней, которые питали нашу отрасль, без культуры, выработанной предшествующими поколениями, пчеловодство неспособно двигаться вперед. Прогрессу никогда не был чужд опыт прошлого [17]. Причем неправильное иcтолкование истории, может снизить интерес к изучаемому вопросу, а порой вообще перечеркнуть важность проблемы и свести ее на нет. И понятие Алтайская популяция темной лесной расы медоносных пчел – не исключение.
Изучение аборигенных пчел Сибири, прежде всего связано с проблемой появления пчел на территории этого некогда загадочного, малонаселенного, необыкновенно богатого природными ресурсами и обширного по площади региона. Существовало два мнения, первое – пчел в Сибирь завез в 1790 году полковник Николай Федорович Аршеневский [9]; второе – медоносные пчелы издревле обитали исключительно в глухих таежных дебрях Горного Алтая – «Азия узнала пчелу уже в глубокой древности, уже несколько веков назад алтайцы отыскивали диких пчел, убивали их и отбирали у них весь мед и воск. Приручить же пчелу, сделать ее домашним животным дикий Алтай так и не догадался» [19].
Какие материалы и исследования существуют в подтверждение первого мнения? А их по сути-то и нет... Впервые о том, что пчел в Сибирь, в Усть-Каменогорскую крепость завез в 1790 году полковник Н.Ф. Аршеневский, упоминалось в 1807 году в «Новейшем землеописании Российской империи, сочиненное Зябловским». Ректор Императорского Санкт-Петербургского университета Евдоким Филиппович Зябловский в глухих уголках Алтайских гор не удосужился побывать, и описывая в своем «Землеописании» важнейшие достопримечательности горной глубинки Алтая допускал большие неточности [7]. Но мнение Зябловского – мнение, не требующее исследований, было удобно для «кабинетных» ученых, и его с завидным постоянством перепечатывали из одного издания в другое. Однако при этом возник необъяснимый парадокс: как так могло случится, что через 15 лет после завоза пчел в район Усть-Каменогорской крепости, к 1805 году, по данным статистов Томской губернии, в пасечных колодных хозяйствах губернии насчитывалось уже более 100 тысяч пчелиных семей [1] (и это только по официальной информации, на самом деле эта цифра была гораздо больше).
Но этот парадокс становится легко объяснимым, если бы история не умолчала и обратила внимание на другое мнение, что в Горном Алтае пчелы появились издревле. Это мнение необыкновенно точно выразил крупный специалист в области истории пчеловодства России Сергей Алексеевич Розов: «…дикие сибирские пчелы обитали исключительно в глухих дебрях Алтайских гор, где они были известны местным жителям. Русские же пионеры, выселенные на юг Томской губернии в конце прошлого века, в продолжение нескольких десятков лет своего пребывания на новых местах, о существовании сибирских пчел не знали. Об этом передают многие путешественники, посещающие юг Томской губернии» [13]. Кто же эти путешественники?.. Назовем некоторых из них, Карл Фридрихович Ледебур, Григорий Николаевич Потанин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Ядринцев, Василий Васильевич Радлов, Владимир Владимирович Яхонтов. Василий Васильевич Радлов (1837-1918) доктор наук, востоковед, этнограф, археолог, ординарный академик Императорской Академии наук по части истории и древностей азиатских народов первым расшифровал древнетюрские рунические надписи на могильных камнях богатых погребений Алтая датируемые VI-VIII вв н. э., где упоминается о том, что пчелы были известны сибирским аборигенам и существовал такой вид промысла, как охота за медом диких пчел, Эти сведения были опубликованы в 1889 г. в статье первого Губернского инструктора по пчеловодству Иннокентия Егоровича Шаврова [18]. В языке горно-алтайских народностей сохранилось множество слов и выражений связанных с жизнью диких пчел. Причем эти слова и выражения имеют древне-тюрское происхождение, и не имеют ничего общего с русской лингвистикой [12]. Кроме того, клятва на меду с золотом у телеутов, монгол имела глубокие исторические корни. Упоминания об этом идут от Вильгельма де Рубрука посла французского короля Людовика IX к великому хану, побывавшему на Алтае в 1253 году [4].
По мнению специалиста по вопросу формирования растительных формаций Горного Алтая к.б.н. Чубарова Ивана Николаевича, несомненным является тот факт, что пришедшая на территорию Большого Алтая пчела в след за распространившимися здесь липовыми и буковыми лесами успешно пережила период похолодания и смену растительной формации, найдя приют в черневой тайге, которая распространилась как раз по границе бывших липовых лесов и сохранившая многие реликтовые элементы. Примерами таких рефигиумов могут служить пихтовые леса западного Алтая и реликтовые кедровники прителецкой и саянской тайги, где даже на сегодня возраст отдельных деревьев может достигать 800 лет.
В Сибири знаковым, судьбоносным деревом не только для людей, но и для большинства таежных обитателей являлся и является кедр сибирский. Кедровый орех и древесина прочно вошли в быт и культуру сибирских народностей. Для них кедр сибирский был не только способом выживания, но и предметом культового, религиозного преклонения и почитания. Не менее значимыми были вековые дуплистые кедры для медоносных пчел [10]. Не случайно, что археологические памятники, упоминающие о диких пчелах Сибири, находятся в местах наибольшего скопления этого уникального древовидного растения прителецкой и саянской тайги.
Специалист в области истории пчеловодства Сибири, краевед и архивист, бывший начальник Алтайского краевого объединения «Пчелопром» Владимир Васильевич Ворожбитов писал, что пчелы проникли в Сибирь в далеком прошлом, примерно 4 тыс. лет назад [2]. Преодолев невысокие лесистые отроги Южного Урала, колонии темных лесных пчел нашли на юго-западе Сибири благоприятные оазисные условия: 1) условия богатой медоносной флоры; 2) идеальные жилища в дуплах вековых кедров; 3) защищенные от холодных ветров, горные долины Алтая. Кроме того, в засушливое и жаркое лето пчел выручали цветущие медоносы на северных склонах, а в холодное и дождливое – медоносы на южных склонах. На равнине же такие нередкие климатические аномалии губительны для пчел от бескормицы. Поэтому на Сибирской равнине дикие медоносные пчелы не получили распространения..
Появление и развитие колодного пасечного пчеловодства в европейской части России совпало со временем освоения Сибири. Освоение Сибири шло преимущественно весь XVII и XVIII вв через Уральский хребет, севернее лесостепной и степной зон, по тайге. Землепроходцы двигались по сибирским просторам, закрепляли в составе России новые районы, собирали ясак, возводили остроги, форпосты. Появлялся Сибирский тракт, соединявший дальние сибирские окраины почтовой связью с Москвой и Санкт-Петербургом [5]. Причем существовало два вида освоения Сибири. Первое, или официальное, шло большей частью за счет служилых людей. Второе – скрытное, шло за счет беглого люда и, в первую очередь, за счет старообрядцев, бежавших от притеснений Никонианской церкви. Гонения эти начались после церковного раскола 1650 года. Бежали крестьяне-староверы от безысходности не только крепостного гнета, но и от объявленной церковной анафемы. Так, на церковном Соборе 1681 года с тревогой отмечалось, что Сибирь стала заполняться староверами [11]. Раскольники находили себе убежища в глухих уголках Сибири, в т. ч. в дебрях Алтайских гор. Пчеловодство у староверов-раскольников с издавна считалось занятием богоугодным, с бортным и колодным пчеловодством они были знакомы не понаслышке. Как хлеб необходим был воск набожному старообрядцу на свечи для богослужения. Встретив в горах Алтая дикую пчелу, беглый люд принялся за воссоздание знакомого занятия – бортного и колодного пчеловодства. Имеются сведения, что у местных племен, в совершенстве освоивших технику поиска гнезд диких пчел, появился еще один вид деятельности – ловля роев и продажа их русским переселенцам [12]. В середине XVIII в. наблюдалась еще одна волна переселенцев-старообрядцев в глухие уголки Алтая [11], и с появлением такой техники перемещения колодных пчел, как зимняя гужевая перевозка [14], в Сибирь стали завозится колоды с пчелами зимой из европейской части России [8]. Об этих, скрытых от служилых людей, фактах завоза колодных пчел знали немногие, по большей части местные племена и редкие путешественники. Однако, факт успешного завоза пчел в Усть-Каменогорскую крепость полковником Аршеневским, благодаря активной деятельности ученого-пчеловода, командира роты Селенгинского мушкетерского полка капитана Игнатия Ивановича Соколовского, позволил создать в районе Усть-Каменогорска небольшой плацдарм (по официальной информации) для дальнейшего расселения колодных пчел по Сибири, Дальнему Востоку, Казахстану и Средней Азии, которое происходило в первой половине XIX в. [7]. Этот факт и стал, в силу гласности и информативности, отправной точкой в формировании ошибочного мнения о первоочередности появления пчел на территории Сибири. Однако, благодаря существованию на Алтае диких аборигенных медоносных пчел, колодных пасек староверов, стало реальностью за пятнадцать лет сделать невозможное – шестнадцать колод с пчелами, завезенных Аршеневским, превратить в изобилующий колодными пчелами край с количеством пчелосемей более 100 тысяч.
В 1958 г. в Горно-Алтайской автономной области работала зоологическая экспедиция Уральского государственного университета с целью изучения Алтайской популяции темных лесных пчел. Работники экспедиции отметили факт скудности сведений о Алтайской пчеле, которая имеет свои эволюционные особенности. Ученые дали название аборигенной пчеле Алтая – Алтайская горно-таежная [3]. В 1974-1975 гг. экспедицией ученых Алтайского научно-исследовательского и проектно-технологического институтом животноводства были проведены исследования медоносных пчел на пасеках Горно-Алтайской автономной области, работы велись под руководством члена-корреспондента ВАСХНИЛ профессора Мельниченко Андрея Николаевича. Также было выявлено ряд эволюционных особенностей Алтайской горно-таежной пчелы, причем у пчел удаленных высокогорных пасек эти особенности встречались чаще [16]. Сотрудник АНИПТИЖ, к.б.н. Чернышов Степан Егорович, описывая ценный генофонд Алтая, отметил важные эволюционные особенности горно-таёжной популяции. Алтайская горно-таежная пчела благополучно переживает длительный период без облёта от 6 до 7,5 месяцев, пчёлы абсолютно тёмные, без признаков желтизны, с очень хорошо развитыми восковыми зеркальцами, поэтому без труда отстраивают по 12-13 рамок. Окончание брюшка тупое, посадка приземистая. Средняя живая масса рабочих пчёл при выходе из ячейки 119,11 ± 0,15 мг, трутней – 243,19 ± 0,33 мг, неплодных маток (усреднённые данные по роевым и свищёвым) 216,52 ± 2,09 мг. Размер пчелиной ячейки 5,51 мм, трутнёвой – 6,87 мм, величина маточника – 1,24 куб. см. Пчёлы исключительно приспособлены к короткому лету с коротким и бурным медосбором. На передовых пасеках успевают собрать по 71-106 кг на семью. Характеризуются интенсивным, быстрым усилением весной и переходом в состояние покоя к концу августа. В это время в них уже нет расплода. С увеличением медосбора до 5 кг и более выходят из роевого состояния, сгрызают даже зрелые маточники. На пасеках, где практикуются ранние отводки, роения вообще не бывает. Никогда не наблюдается сожительство двух маток. Они хорошо приспособлены к медосбору с разнотравья в альпийской зоне. Печатка мёда исключительно сухая, границы ячеек чётко выражены. Слабо прополисуют гнёзда [15]. Потомственный пчеловод Восточного Казахстана Гусляков Михаил Иванович с болью в сердце писал о качествах пчелы Алтая и о вреде завозных пчел: «Зачем их везём на Алтай, в Северный и Восточный Казахстан, Сибирь? Чтобы также удовлетворить свою мечту о лучшей, идеальной породе пчёл. Но здесь-то климат резко континентальный, период без облёта намного длиннее, медосбор бурный, да короткий, времени на «раздумья» и раскачивания мало. Если у них на родине за лето 10-12 кг товарного мёда – хорошо, а 15 кг – на рекорд тянет, то в Сибири, Алтае надо такое количество приносить за день или хотя бы за два, чтобы не упустить свой шанс. Ведь неслучайно природа для таких мест создала самых крупных среднерусских пчёл, маток и трутней. Соответственно, пчелиная ячейка в естественно отстроенных сотах самая большая – 5,53 мм. Для того, чтобы за короткий период нарастить большую силу, пчёлам нужна мощная высоко плодовитая матка. Природа и это предусмотрела. В период пика яйцекладки (конец мая, июнь) вес маток среднерусской породы достигает 320-350 мг. Среднесуточная яйценоскость составляет 2,5-2,8 тыс., при максимуме – 3,2 тыс. яиц, со средним количеством яйцевых трубочек – 300 шт. Тогда как у карпаток в разгар яйцекладки вес маток 260-300 мг, при среднесуточной яйценоскости – 2,2 тыс., при максимуме – 2,9-3,0 тыс. яиц, с количеством 290 шт. яйцевых трубочек. Вот в этой совсем маленькой характеристике кроются секреты прошлых рекордных медосборов в Сибири без всяких кочёвок. Есть над чем задуматься…».
Известный морфометрист и селекционер Казахстана Майер Андрей Андреевич используя современные программы европейской системы селекции подтвердил особенности индексов крыла Алтайской горно-таежной пчелы и отметил, что у аборигенной пчелы Алтая имеется не меньше оснований для выделения в отдельный породный тип, чем у той же Бурзянской бортевой пчелы.
Президент Русского энтомологического общества и вице-председатель Императорского Русского географического общества Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский писал в историко-экономическом обзоре Томской губернии: «В верхней части р.Чарыша обитает много диких пчел, собиранием меда от которых составляет важный промысел окрестных жителей». Зарождение колодного пчеловодства и становления пасечных хозяйств в верхнем течении р.Чарыш происходило с середины XVIII столетия. Благоприятные места для ведения пчеловодства занимались. До сих пор есть пасеки, возраст которых составляет 200 и более лет. Причем из-за удаленности и труднодоступности все это время пчел туда никто не завозил. Надо отметить, что до недавнего времени многие ученые-пчеловоды считали, что Алтайская популяция темной лесной пчелы навсегда утеряна для науки, в силу повсеместной метизации с завозимыми породами. Исчезла не просто популяция – эндемик! Потому что такой пчелы нет больше нигде в мире. И только кучка энтузиастов обнаружила небольшой остаток популяции в Чарышском районе Алтайского края на высокогорных, труднодоступных пасеках в верховьях реки Чарыш [6]. Всего Алтайской горно-таежной пчелы сохранилось на сегодня здесь около 300 колоний. С каждым годом это количество неуклонно уменьшается. Исчезновение Алтайской популяции неминуемо, если не принять меры по ее спасению. Организованные нами неоднократные экспедиции в бассейны рек Коргон и Кумир (притоки верхнего течения р. Чарыш) показали, что привезенный оттуда материал аборигенных пчел по морфометрическим и генетическим признакам соответствует чистоте породы темных лесных пчел более чем на 95 %. Такие пчелы являются элитными в племенном отношении. Морфометрический анализ делали в лаборатории Кировского селекционного центра по темной лесной породе пчел RACAMM, генетический – в лаборатории Уфимского института биохимии и генетики и Томского государственного университета. Ученые института УИБГ дали экспертное заключение о уникальности Алтайской горно-таежной пчелы.
В настоящее время за Уралом находится единственный действующий племрепродуктор темной лесной породы медоносных пчел ООО «Алтайская пчела», который не в состоянии обеспечить пчеломатериалом в достаточном объеме растущие потребности. В Чарышском районе возникли предпосылки и условия для создания второго племрепродуктора на базе СПК «Пчеловоды Алтая». С одной стороны, природоохранная и труднодоступная территория Чарышского заказника, на которой нами созданы две действующие пасеки, еще две создаются, с другой – с запада, юго-запада, юга, юго-востока и востока расположен Тигирекский заповедник и российско-казахстанский трансграничный биосферный резерват «Большой Алтай», который первым в Азии получил официальное признание ЮНЕСКО. По территории этих природоохранных зон возвышается непроходимая для пчел стена Коргонского и Тигирекского хребтов. Основной племенной пчелоразведеческой пасекой, которая будет обеспечивать все пасеки племрепродуктора чистопородными племенными матками, будет самая удаленная пасека в верховьях р. Иня, до северной, северо-западной и северо-восточной границы Чарышского заказника она расположена на расстоянии двадцати - двадцати пяти километров. В перспективе на территории Чарышского заказника планируется создание заказника федерального значения Алтайской горно-таежной пчелы с сетью пчелоразведенческих пасек. Условия для создания заказника имеются и, самое главное, пчелы здесь будут сохраняться аборигенные в свойственных для них географических, климатических и медосборных условиях.
В конце июня прошлого года вступил в силу федеральный закон «О пчеловодстве в РФ», глава V. «Охрана пчел», в статье 17 оговаривается 25-ти километровая охранная зона племрепродуктора. Закон позволит оградить территорию Чарышского заказника от завоза пчел неизвестного генетического происхождения, позволит спасти нашу аборигенную Алтайскую популяцию медоносных пчел.
Добытые нами данные о глубоких исторических корнях возникновения Алтайской горно-таежной пчелы, наличие у нее морфологических, генетических и этологических особенностей, позволяют сделать вывод, что на территории верхне-чарышской реликтовой черневой тайги сохранился уникальный, эволюционно обособленный анклав темной лесной расы медоносных пчел, с огромным потенциалом хозяйственно полезных признаков для сибирского региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Билаш Г.Д., Кривцов Н.И. Пчеловодство России (По материалам музея-выставки НИИ пчеловодства). – Рыбное, 1994. С. 32.
2. Ворожбитов В.В. С.И. К истории пчеловодства Сибири // Пчеловодство. 1980. №12. С. 23.
3. Дулькин А.Л., Ершов Н.М., Сысолятина Т. Об Алтайской горно-таежной пчеле // Пчеловодство. 1960. № 9. С. 12-14.
4. Иоанн де Плано Карпини. История монголов. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны. – СПб., 1911. С. 120.
5. Конусова О.Л., Погорелов Ю.Л., Островерхова Н.В. Основы пчеловодства (избранные главы). – Томск, 2019. С. 7- 8.
6. Малик А.С. Медвежий угол // Пчеловодство. 2019. № 4. С. 8-11.
7. Малик А.С. История появления медоносных пчел и возникновения пчеловодства на Алтае (в Сибири) – Среднерусская порода медоносных пчел в стратегии развития мирового пчеловодства: монография / под общ. ред. А.З.Брандорф, М.М. Ивойловой. Киров: ФАНЦ Северо-Востока, 2019. С. 194, 205.
8. Мартынов П.И. Пчеловодство Сибири (Этапы развития). – Научные труды НИИ Пчеловодства. – М., 1973. С. 3-4.
9. Новейшее землеописание Российской империи, сочиненное Зябловским, Санкт-Петербургского Педагогического Института экстраординарным профессором. – СПб., 1807. С. 9.
10. Парамонов Е.Г. Леса республики Алтай. – Барнаул, 1998. С. 200, 203.
11. Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Освоение Сибири и старообрядство // Cтраницы экономической истории России. Новосибирск, 2011. №2. С. 169, 177.
12. Путешествие Д-ра Радлова через Алтай к Телецкому озеру и реке Абакану. – Томск, 1881. С. 58.
13. Розов С.А. Очерки по истории отечественного пчеловодства. – Вестник №21 научно-иссл. ин-та пчеловодства. Рязань, 1972. С. 98.
14. Рычков П.И. О содержании пчел // Труды Вольного Экономического общества России, ч. 5, 1767. С. 150-196.
15. Чернышев С.Е. Алтайские горные пчелы // Пчеловодство. 1978. № 11. С. 12-14.
16. Чернышев С.Е. Пчелиный дар Алтая. – Барнаул, 1995. С. 170-172.
17. Шабаршов И.А. Русское пчеловодство. – М.: ВО «Агропромиздат», 1990. С. 8.
18. Шавров И. Е. Пчеловодство в Томской губернии // Русский пчеловодный листок. 1889. № 9. C. 281.
19. Яхонтов В.В. Прошлое пчеловодства Горного Алтая // Пчеловодное дело. 1924. №1. С. 15.
13.12.2022 г.
Сокращенная версия статьи опубликована в журнале «Пчеловодство» №7, 2022 г.
http://www.altpaseka.ru
А.С.Малик
email: amalik58@mail.ru
Телефоны:
+7-913-267-57-07
+7-(3852)-62-46-99