Медвежий угол
Медвежий угол… Как много смысловых значений, казалось бы, у простого словосочетания. Название это относится ко многим глухим уголкам России. Каждый из этих уголков имеет свою уникальную историю, свою географию, свои характерные черты. У людей места эти связаны с охотой, рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений, туризмом, обслуживанием лесных пасек, природоохранной деятельностью. Для многих эти потаенные, заповедные уголки природы приобретают духовное, нравственно-эстетическое, воспитательное значение.
Алтай – самая обширная и высокая горная система Сибири. Нигде не встречается такого большого сплошного горного пространства! Административно Горный Алтай расположен на территории четырех государств, это Российская Федерация, Монголия, Китайская Народная Республика и Республика Казахстан. Горы принадлежат разным периодам поднятия, что придает неповторимый колорит местным пейзажам и природным сообществам. В этой огромной горной стране имеются территории, не затронутые деятельностью человека. И что характерно, чем дальше от главной автомобильной магистрали – Чуйского тракта, тем интересней в плане своей девственности реликтовая природа. Один из таких уголков – таежные дебри на стыке Бащелакского, Коксуйского, Коргонского и Тигирекского хребтов. В этих местах проходит граница между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Кроме того, здесь проходит водораздел бассейнов рек Чарыша, Коксу (бассейн Катуни) и Убы (бассейн Иртыша).
Свои очерки и рассказы об этом сказочно-красивом природном уголке председатель Сибирской ассоциации писателей и главный редактор журнала «Сибирские огни» Виталий Иванович Зеленский именовал не иначе как репортажи «Из медвежьего угла» [6].
Сохранившаяся первозданность природы обусловлена не только полным отсутствием дорог, но и наличием здесь охранных территорий «Чарышского заказника», «Тигирекского заповедника» и российско-казахстанского трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай», который первым в Азии получил официальное признание ЮНЕСКО.
Климат этих мест имеет свои особенности. Сухой, резко-континентальный, свойственный Западносибирской низменности, сменяется здесь более мягким, умеренно-континентальным. Осадков выпадает больше, чем на равнине. Зимой температуры несколько выше, зато лето более прохладное. Суточные колебания температур тоже не такие резкие.
Благоприятные условия предопределили большое разнообразие флоры и фауны (по количеству видов высших сосудистых растений Горный Алтай уступает лишь субтропикам Кавказа – 1270 против 1500 [3]). В этих местах на высоте 1500 м. среди древесных пород преобладает кедр (сосна сибирская), в подлеске наблюдается изобилие ягодных кустарников, а также ивы, спиреи и желтой акации. В горах и долинах рек Ини, Коксу, Коргона, Кумира, Тулаты, Чарыша произрастает множество диких медоносных и лекарственных растений (около 200 видов) очень полезных для человека, поэтому особенно ценится здешний таежный мед.
На затерянных пасеках (возраст некоторых составляет более 150 лет) среди систем гор Коргонского хребта, вершины которого совершенно непроходимы для пчел, сохранилась редчайшая Алтайская горно-таежная пчела. Этот медвежий угол изолирован от окружающего мира еще и вторым эшелоном гор: c юга от Республики Казахстан – стеной Тигирекского и Коксуйского хребтов; c севера от Солонешенского района и северной части Усть-Канского района – Бащелакским хребтом; с востока от Шебалинского, Онгудайского и Усть-Коксинского районов – Семинским, Теректинским и Катунским хребтами; c запада от Змеиногорского района – Тигирекским хребтом; c северо-запада от Краснощековского района и северо-западной части Чарышского района – западными отрогами Коргонского хребта.
Еще во времена СССР перечисленные прилегающие территории коснулась модная волна завоза широко разрекламированных южных рас медоносных пчел. В 1990-е годы стало ясно, что привозные пчелы не годятся для длительной и суровой сибирской зимовки, а, следовательно, и для полноценного круглогодичного существования. Кроме того, произошел прилив крови привозных пчел к аборигенной пчеле. В результате повсеместной стихийной метизации образовались гибридные пчелы, как правило, с низкой жизнеспособностью. Местные пчеловоды стали зависимыми от южных пчелопитомников. Большой зимний отход пчелосемей они вынуждены компенсировать закупкой пчелопакетов.
Медвежий угол остался в стороне от этого негативного явления. Стационарные таежные пасеки продолжали жить по старинке, не ведая, что значит плохая зимовка, покупка пчелиных семей или проблемы со сбытом меда. А знатоки, попадая в эти места, безмерно удивлялись темным, приземистым, пушистым пчелам с притупленным брюшком. Купить пчелосемью у кержаков-староверов было невозможно. Лишь редким счастливчикам удавалось увезти местный пчелиный рой. Затем, наблюдая за алтайскими пчелами на своих пасеках, они могли убедиться, что лучшей пчелы для Сибири нет.
Но вернемся к описанию медвежьего угла. В условиях повышенной влажности (осадков выпадает 850-1000 мм в год) весной большинство растений развивается необычайно интенсивно. Вегетативные органы у травянистых растений вырастают до значительных размеров. Летом растительность настолько буйная, что продвижение человека и крупных животных по травянисто-кустарниковым зарослям весьма затруднительно.
Особенно наглядно прослеживаются эволюционные изменения у насекомо-опыляемых цветковых растений. Чтобы выжить в очень суровых горных сибирских условиях, для привлечения насекомых-опылителей, цветы у них имеют более яркую окраску и выделяют особенный нектар с неповторимым ароматом. Соотношение содержания глюкоза–фруктоза–сахароза в нектаре значительно повышается в сторону фруктозы. Относительная сладость фруктозы в 1,7 раза выше сахарозы и в 2,5 раза выше глюкозы. Кроме того, при одинаковой концентрации, вязкость раствора фруктозы ниже вязкости растворов сахарозы и глюкозы [1]. Благодаря этому нектар у цветковых растений способен выделяться при более низкой температуре, что очень важно при коротком и прохладном горном лете. Фруктоза усиливает аромат и полезные свойства нектара. А повышенное ее содержание значительно снижает степень кристаллизации меда.
Суровая, морозная и продолжительная сибирская зима вынуждала колонии алтайской аборигенной пчелы приспосабливаться в процессе эволюции – зимний корм пищеварительными ферментами обрабатывается более тщательно и интенсивно. Ферментативная активность меда поэтому очень высокая (диастазное число более 40 ед. Готе). Такой корм легче усваивается пчелами зимой, с меньшими затратами энергии, что помогает благоприятно переносить длительный зимний безоблетный период.
Обладая способностью очень продолжительное время не кристаллизоваться, алтайский горно-таежный мед свои уникальные свойства сохраняет значительно дольше севших медов. Как у лекарственного продукта у алтайского меда есть еще одно преимущество. Местные пчелы в период медосбора работают на одном виде медоноса, в итоге получается монофлорный мед. В отличии от полифлорного меда он имеет более привлекательный вид благодаря высокой степени прозрачности (вследствие однородного коэффициента преломления). Только монофлорные меда рецептурны при использовании в лечебных целях. В комбинации с настоями, отварами и чаями лекарственного растения, с нектара которого был получен такой мёд, дают повышенный выздоравливающий эффект. Cмело можно утверждать, что мед Алтайской горно-таежной пчелы, собранный в местах ее естественного обитания, не имеет себе равных в мире!
Алтайский горно-таежный мед – уникальнейшее явление природы. Борьба за существование и естественный отбор имели наиболее выраженный характер в экстремальных сибирских условиях Алтайских гор. Короткое горное лето, очень длительная зима, а также долго тянущиеся периоды межсезонья дали дополнительные рычаги в продолжении эволюционного развития не только медоносных насекомо-опыляемых растений, но и общественных насекомых-опылителей-нектарофагов. Мед этих мест – природный продукт, который является пиковым результатом совместной эволюции и симбиоза высших энтомофильных цветковых растений и колоний темных лесных пчел.
Попытки использовать привозные географические расы медоносных пчел и их помеси для получения этого уникального меда, как правило, заканчиваются неудачей. В отличие от колоний аборигенных пчел, колонии привозных рас пчел не могут раскрыть в Сибири весь свой природный потенциал, а некоторые их свойства становятся здесь вредными. Такие пчелы плохо переносят длительную и суровую горную сибирскую зиму, а у уцелевших и ослабленных после зимовки колоний появляются различные болезни, период их развития затягивается. В непривычных, несвойственных для этих рас условиях, пчелы начинают усиленно роиться в поздние сроки. Много летных пчел теряется и в продолжительные периоды межсезонья на весенних и позднелетних медоносах, во время нередких возвратных похолоданий. Такие колонии медоносных пчел не способны не только по максимуму отработать в очень короткий период главного медосбора, но и обеспечить себя кормовыми запасами на зиму. У хозяев пасек появляются новые виды довольно трудоемких работ, которые становятся обязательными: закармливание пчелосемей на зиму сахарным сиропом (а это негативно сказывается на иммунитете колоний медоносных пчел); транспортировка сахара на удаленные и труднодоступные пасеки; во время весенней ревизии, чистка опоношенных гнезд и пр. Да и мед, полученный от привозных пчел, значительно уступает по качеству меду, собранному аборигенными особями.
В России об алтайском меде впервые узнали в 1812 г. На знаменитую Ирбитскую ярмарку его привезли богатые крестьяне Ульбинского и Феклисского форпостов. Все 2 тыс. пудов меда, признанного лучшим, они незамедлительно продали с большой выгодой. С тех пор ввоз на Алтай меда из европейской части России прекратился [7]. Весть эта дошла и до царского двора. Вот и появился этот горный эликсир на императорском столе, а называть его стали «Сладким золотом Алтая». В XIX в. мед, собранный в горах Алтая, завоевал и европейский рынок [11].
Темные лесные пчелы (Apis mellifera mellifera L.) проникли в Сибирь самостоятельно, преодолев невысокие лесистые отроги Южного Урала около 4 тыс. лет назад [4]. В горно-таежных долинах они нашли естественную защиту от холодных ветров и обилие медоносов. Вековые дуплистые кедры дали крылатым труженицам идеальные жилища. Стоит отметить, что в засушливое и жаркое лето пчел выручали цветущие медоносы на северных склонах, а в холодное и дождливое – на южных. На равнине же такие нередкие климатические аномалии губительны для пчел от бескормицы. Кроме того, в гнездах пчел некристаллизующийся прошлогодний мед оставался пригодным для следующих зимовок. Уникальные условия способствовали формированию особенной эволюционной ветви темной лесной расы медоносных пчел – Алтайской горно-таежной пчелы [5, 9, 10], отличающейся непревзойденной зимостойкостью, высочайшей продуктивностью по меду и воску, а также устойчивостью к нозематозу и гнильцовым заболеваниям. Не случайно, что многие виды и подвиды местных насекомых-нектарофагов являются эндемиками: Boloria napaea altaica Grum-Grshimailo,1893; Parnassius apollo alpherakyi Krulikovsky,1906; Mellicta rebeli Wnukowsky,1929; Euphydryas merope antivolans Tuzov,2000 и др. Эти сказочные места благоприятны не только для насекомых, но и для других обитателей, в том числе местной популяции бурого медведя, который чувствует себя здесь полным хозяином. Он же является большим охотником до меда пчел. По свидетельству лингвистов, само слово «медведь» произошло от сочетания «мед – отведать». Любителями отведать продукты жизнедеятельности пчел являются не только эти косолапые гиганты. Около гнезд колоний пчел постоянно держатся такие животные, как синицы, дятлы, куницы, мыши, шершни, шмели, осы, муравьи, пауки, восковые огневки и др. Помимо меда они используют в пищу пергу, воск, а также самих пчел. Некоторые из них, используют выделяемое пчелиной колонией тепло.
К пчелам издревле тянется и человек. Причем людей привлекают не только продукты жизнедеятельности пчел, но и морально-эстетическая сторона общения с крылатыми труженицами. Человек находит в мире семьи медоносных пчел не только уникальный и по-особенному загадочный девственный природный уголок, но и умиротворяющий, необыкновенно уютный – душевный. Об этом удивительно точно написали немецкий натуралист Эдмунд Херольд и доктор Карл Вайс: «В результате профессиональных проблем, перенапряжения и стресса современный человек страдает нервными расстройствами, которые могут перерастать в физические недуги. В результате он отправляется к психиатру. А не отправиться ли ему вместо этого к пчелам? С пчелами человек попадает в другой мир. Он переносится на другой духовный ландшафт. Там царят покой и умиротворение. Шум и суета остаются где-то далеко, душа и плоть расслабляются, но жизнь продолжается. Пчеловод-любитель находит в пчеловодстве нечто вроде жизненного противовеса, нечто такое, что не несет с собой стресс, а, наоборот, расслабляет и успокаивает. Технический прогресс проник во все сферы нашей жизни и все больше и больше отдаляет нас от природы. Мы все сильнее ощущаем этот разрыв и ищем возможности снова к ней вернуться. Человек идет в горы, ищет отдыха в море, бродит по лесам и полям, и нередко обнаруживает, что и здесь трудно найти покой, поскольку слишком многие его ищут, неся с собой все те же шум, суету и мусор. А пчела всегда остается частичкой девственной природы. Кто с ней общается, может наслаждаться природой в чистейшей форме, как целебным источником, к которому можно прикасаться в любой момент. Без преувеличений можно сказать, что пчеловод должен чувствовать себя особенной личностью. Современному человеку грозит опасность стать частью массы. Без разницы, какую профессию он избирает, крестьянин, рабочий или служащий, он должен выполнять свои обязанности, как их выполняют многие другие. Его взгляды, как и взгляды других людей, формируются под влиянием одних и тех же источников: газет, радио и телевидения. В результате он становится одним из наштампованных по одному подобию, можно сказать, продуктом или человеком с конвейера. Если же кроме своей профессии он занимается еще и пчелами, тогда в нем появляется нечто, чего нет в других. Ему знакомы вещи, о которых другие ничего не знают, он может то, чего не могут другие. Это поднимает его над массой и укрепляет его самосознание. Это дает ему силы быть самим собой, индивидуумом, личностью со своей головой и с ответственностью за свои действия» [8].
Многие мыслители, философы, биологи нередко отмечали, что пчелы создали человека разумного. Стоит упомянуть, что социальные отношения в колонии медоносных пчел стали прообразом монархического строя. Во многих религиозных учениях медоносная пчела упоминается как предмет преклонения и подражания, а мед – как бесценный лекарственный дар Божий. Ценность пчел и меда соотносится с ценностями нравственными.
Было замечено, что люди, занимающиеся пчеловодством, отличаются любовью к природе, терпением, рассудительностью, добротой, открытостью и широтой души, повышенным трудолюбием, ответственностью за свои поступки. Ученые предложили использовать позитивное влияние пчелиных колоний для воспитания подрастающего поколения. В Царской России в конце ХIХ – начале ХХ в. при сельских и церковно-приходских школах стали создавать учебные пасеки. Так, только в трех уездах Новгородской губернии за три года (1893-95) было создано 60 школьных пасек, а в Кубанской – 85 и т. д. [2]. Школьники изучали предмет «Пчеловодство», изготавливали ульи и необходимый инвентарь для школьной пасеки, а летом закрепляли полученные знания, работая с пчелами. В школьных столовых появился мед. Он стал для ребятишек не только полезнейшим и незаменимым продуктом питания, но и поощрением за труд, за полученные знания и приобретенные навыки.
Жителям Алтайских гор любовь к пчелам, к пчеловодству, не только как к отрасли сельского хозяйства, но и как к интереснейшему объекту для творчества, как к девственному уголку мира живой природы старались привить легендарные личности: Игнатий Иванович Соколовский, Василий Иванович Вербицкий, Андрей Дмитриевич Кусков, Григорий Иванович Чорос-Гуркин, Александр Николаевич Федоров, Евгений Петрович Михаэлис, Иван Игнатьевич Лаптев, Дмитрий Гордеевич Панкратьев, Терентий Дмитриевич Копырин, Григорий Луппович Мезенцев. Их имена навсегда останутся в летописи становления пчеловодства на Алтае. Зарождение, развитие, а также традиции местного пчеловодства тесно связаны с содержанием на пасеках колоний уникальной аборигенной Алтайской горно-таежной пчелы. В медвежьем углу сохранилась около 1000 колоний (пчелосемей) этих редчайших общественных насекомых. По данным знатного пчеловода Восточно-Казахстанской области Михаила Ивановича Гуслякова, еще около 300 колоний сохранилось в Курчумском р-не Восточно-Казахстанской области на труднодоступных стационарных пасеках вблизи горного села Маралиха (Маралды). Больше нигде таких пчел на земле не осталось. Этим природным уголкам жизненно необходимо присвоить статус заказников по сохранению алтайских аборигенных пчел. Это важнейшая научно-хозяйственная задача не только регионального и государственного уровня, но и мирового. Потеря созданных самой природой особенных горных общественных насекомых-опылителей станет огромной потерей не только для народного хозяйства, для науки, но и потерей важнейших составляющих неповторимых биоценозов Алтая. Этим девственным природным уголкам грозит нарушение целостности, гармонии, что может разрушить уникальные экосистемы нашей планеты. И конечно, исчезновение этих алтайских медвежьих уголков приведет к утрате несравненного по вкусовым качествам и полезнейшего алтайского горного меда. Этот элитный продукт так и не смогут отведать многие мировые и российские потребители – не познают всей полноты целительной силы и вкусовой палитры кулинарных шедевров цветущих и жужжащих обитателей древних Алтайских гор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии. Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. С. 646.
2. Билаш Г.Д., Кривцов Н.И. Пчеловодство России (По материалам музея-выставки НИИ пчеловодства). – Рыбное, 1994. С. 33.
3. Васильев Н.Г., Горин Д.А., Рашек В.Л. и др. Заповедники СССР: Справочник. – М.: Лесн. пром-сть, 1983. С. 30, 60.
4. Ворожбитов В.В. К истории пчеловодства Сибири // Пчеловодство. – 1980. – № 12. С. 23.
5. Дулькин А.Л., Ершов Н.М., Сысолятина Т. Об Алтайской горно-таежной пчеле // Пчеловодство. – 1960. – № 9. С. 12-14.
6. Зеленский В.И. Избранное. – Новосибирск, 2007. С. 292.
7. Лавров Л. Начало пчеловодства в Сибири (Часть неофициальная) // Томские губернские ведомости. – 1867. – № 68. C. 7.
8. Херольд Э., Вайс К. (пер. с нем. М. Беляева) Новый курс пчеловодства. Основы теоретических и практических знаний. – М., 2007. С. 36-37.
9. Чернышов С.Е. Алтайские горные пчелы // Пчеловодство. – 1978. – № 11. С. 12-14.
10. Чернышов С.Е. Пчелиный дар Алтая. – Барнаул, 1995. С. 170-172.
11. Шабаршов И.А. Русское пчеловодство. – М.: ВО «Агропромиздат», 1990. С.102.
17.09.2019 г.
Сокращенная версия статьи представлена в апрельском номере журнала «Пчеловодство» за 2019 год.
http://www.altpaseka.ru
А.С.Малик
email: amalik58@mail.ru
Телефоны:
+7-913-267-57-07
+7-(3852)-62-46-99